Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-речевому развитию воспитанников № 547 ПРИНЯТО: Советом педагогов Протокол № 1 От «02» сентября 2021г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 547 Т.В. Иванова Приказ № 276/1 от «02» сентября 2021 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 лет СРОК РЕАЛЗАЦИИ – 1 год АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Брагина Ирина Валерьевна, педагог дополнительного образования Пояснительная записка В программе дополнительного образования нашли отражение новые возможности, связанные с изменениями образовательного и социокультурного контекста ознакомления детей с культурой другого народа, его языком, а именно: интенсивное развитие международных связей между странами, образовательными учреждениями и интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества, усиление интереса и потребностей родителей к раннему изучению английского языка детьми. Актуальность программы дополнительного образования определяется общественными потребностями молодых граждан России в знании культуры и английского языка, как языка международного общения и инструмента вторичной социализации и подтверждается основной функцией дошкольного образования: обеспечение вариативности развития личности ребенка в контексте современной субкультуры. В ее основе авторская программа Польшиной Т.В., Ивановой Т.В. Pre-school. Образовательная программа развития и воспитания детей с 5 до 7 лет средствами английского языка. – Екатеринбург, 2008. В ценностных ориентирах данной программы выражена позиция международных экспертов ЮНЕСКО к раннему обучению иностранному языку, Закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно перспективность идеи в формировании целостного представления детей об окружающем мире, в воспитании уважения и толерантного отношения к людям независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания. В основу содержания программы дополнительного образования положены общепризнанные в современной педагогике ценности образования: гуманизм как норма уважения к личности, открытость человека изменяющемуся миру, самоценность каждого возраста, полнота реализации возможностей ребенка, индивидуализация образования (учет способностей, интересов, темпов продвижения каждого ребенка и создание условий для личностного развития детей). В философской категории «Язык как целое» предполагает реализацию личностно-деятельностного подхода, способствует ознакомлению с ценностями и нормами культуры, достижению более высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, формированию и развитию толерантности, умений взаимодействовать в поликультурном мире. В политической категории предоставляется возможность педагогу использовать свой профессионализм, интеллект и воображение в моделировании образовательного процесса средствами иноязычной культуры - английского языка. Принципы целостного подхода «Whole Language», являющиеся основой билингвального развития детей, полностью соответствуют принципам личностно- ориентированного подхода. 2 Цели и задачи программы дополнительного образования Цель программы дополнительного образования: коммуникативноречевое, познавательное развитие и воспитание дошкольников средствами культуры и языка другого народа, формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность детей общаться на английском языке, применяя его как средство непосредственного контакта и как средство расширения кругозора. Эта цель подразумевает: взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное, познавательное и личностное развитие дошкольников с учетом их возрастных особенностей; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации дошкольников к иной культуре и языку для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Реализация цели связана с решением комплекса задач-направлений в ходе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей: 1. Приобщение дошкольников к средствам и способам познания и описания окружающего мира языком звуков, движений, игры, сказки, повествования на английском языке; к социальному опыту использования иностранного языка; знакомство с культурой Англии, с детским фольклором и образцами художественной литературы; культурой иноязычной речи, общения и поведения. 2. Развитие у ребенка чувства осознания себя как личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, а также познавательных потребностей в открытии мира зарубежных сверстников. 3. Воспитание у дошкольников интереса к английскому языку, толерантного и дружелюбного отношения к представителям народов иной культуры. 4. Формирование элементарных основ культуры общения в условиях детского сада и семьи как на родном, так и на иностранном языке. 5. Формирование первичных сведений об изучаемом языке и основ коммуникативной компетенции, включающей речевую (умения в аудировании и говорении), социокультурную (знание национальнокультурных особенностей стран изучаемого языка), дискурсивную (способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативной ситуации), социальную (потребность в общении). 7. Развитие собственно интеллектуальных эмоций, лингвистических, регуляторных и творческих способностей. 3 Основой реализации данной образовательной программы является создание условий: содействующих охране психофизического здоровья детей, учитывающих возрастные особенности дошкольников, такие как открытость внешнему миру, проявление инициативности и самостоятельности, партнерское взаимодействие со сверстниками и взрослыми в игре и способность к фантазии, воображению и самовыражению. обеспечивающих развитие познавательных, лингвистических, творческих и индивидуальных способностей дошкольников. Специфика содержания программы В качестве основных принципов реализации программы и отбора содержания образования на иностранном языке выделяются следующие: Принцип развития, предполагающий ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовнонравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. Принцип гуманитаризации содержания образования, рассматривающийся как усиление влияния на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей. Принцип целостности образа мира, требующий отбора и интеграции такого содержания образования, которое поможет ребенку воссоздавать целостность картины мира. Принцип культуросообразности, понимаемый как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с иной культурой и взаимное обогащение культур. принцип вариативности содержания образования, предполагающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания, обеспечивающий его дифференциацию. Принцип минимакса, предполагающий вместе с предыдущим этапом возможность индивидуального развития каждого ребенка на своем уровне и в своем темпе. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе. Принципы наглядности, систематичности, активности и доступности. Принцип деятельности, предполагающий включение ребенка в речевую и познавательную деятельность. 4 Принцип психологической комфортности, предполагающий атмосферу, которая обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка и создает положительный эмоциональный настрой. Принципы игры, занимательности и творчества, способствующие приобретению игрового и творческого опыта. В организации образовательного процесса учтены методические принципы коммуникативного обучения: речевой направленности, ситуативности и функциональности, интеграции и дифференциации, индивидуализации, сознательности и учета родного языка, социо-культурной направленности, новизны, отсроченного результата. Новизна содержания определяется: проблемным и интегративным характером деятельности детей по усвоению информационного наполнения содержания программы и направленностью на решение определенного спектра практических задач воспитания и развития детей дошкольного возраста, на развитие речевых навыков и коммуникативных умений общения с ребенком на английском языке; расширением спектра применения английского языка и содержания образования за счет организации речевой деятельности дошкольников на иностранном языке на занятиях и в повседневной (режим дня), игровой, познавательной, продуктивной, художественно-эстетической, театрализованной и культурно-досуговой видах деятельности; созданием языковой развивающей среды, понимаемой как совокупность образовательных (образных) ситуаций, организующих языковое пространство использования английского языка, и аутентичных средств: игр, стихов, песен, сказок, рабочих пейсов, видеокассет, помогающих детям овладевать английским языком и способствующих развитию их мыслительных функций. учетом следующих основных характеристик языковой образовательной среды: - воспитывающий и развивающий характер, достигающийся через проблемную насыщенность заданий в рабочих пейсах, культуроведческую направленность, а также через систему меритов – димеритов и поздравлений, - наглядная ситуативность, в которой четко соотнесены предмет и слово, движение и слово, эмоции и слово, - интерактивность и диалоговый характер, в результате которого ребенок начинает строить свое отношение к сказочному миру, где герои живут, играют и говорят на другом языке от непонимания до полного включения в предлагаемые виды деятельности, - доступность, достигаемая за счет повторяемости и перефраза, - аутентичность применяемых языковых средств; 5 обеспечением языкового пространства организационными формами познавательной, игровой, театрализованной, музыкальнохудожественной, продуктивной видов деятельности; учетом особенностей развития речевых механизмов усвоения иностранного языка детьми дошкольного возраста, описывающихся как «естественное, спонтанное усвоение» и совпадающих с механизмами усвоения детьми родного языка. Особенности характеризуются непосредственностью восприятия, восприимчивостью к фонетике и интонации, ситуативностью и избирательностью при анализе звучащей речи, образностью мышления; составлением планирования образовательной деятельности детей в рамках интегрированного подхода на основе материалов американской программы «Pre-school» (Школа завтрашнего дня), сказок, игр, стихов, песен, праздников, наблюдений, спектаклей, видеоматериалов на английском языке и включением алгоритмов работы с ними в содержательную часть образовательной программы. реализацией интегративных связей через использование английского языка в познавательной (ознакомление с окружающим миром), игровой, художественной, театрализованной деятельности в сочетании с ритмикой и музыкой и продуктивной деятельности дошкольников (рисование, аппликация, коллажирование). сочетанием процесса овладения основами общения на английском языке с процессом дальнейшего овладения общением на родном языке. 6 На уровне целевых ориентиров В музыкальной деятельности развитие: - музыкального и фонематического слуха: чувства ритма, мелодии; - умения творчески пользоваться своими голосовыми возможностями (подражать звукам); - умения воспроизводить разные музыкальные мелодии и звуки; - способности чувствовать эмоциональный рисунок мелодии, национальный характер песни, способности инсценировать песню, сопровождать пение танцем, жестами, движением; - импровизационных способностей; - вербальной памяти В речевой деятельности развитие: - внимательного отношения к звучащей речи (звуковой структуре иностранного и родного языка); - способности дифференцировать звуки; - способности к разыгрыванию инсценировок (эмоционально и выразительно произносить свою роль); - способности к усвоению письменных форм речи (чтения и письма) формирование: - основ коммуникативной компетенции (звукопроизношение, словаря, аудирования, диалогической и монологической речи) - умения корректного проговаривания в хоре; - культуры речевого и неречевого поведения Активность в разнообразных видах игровой, познавательной и продуктивной деятельности на родном и английском языках В продуктивной деятельности развитие: - умения работать с красками, бумагой, пластилином; - умение определять цвет, гамму, устанавливать пропорции; - мелкой моторики кисти рук; - образного мышления, воображения и фантазии; - выразительности движений и координационных способностей В познавательной деятельности формирование: - представления о социальном мире, его многообразии; - представления о многообразии растительного и животного мира, культуры страны изучаемого языка; развитие: - способности ощущать себя частью природы, чувствовать ответственность за нее На уровне требований к отбору содержания образования: содержательная основа – сказки, рассказы, стихи, песни, игры на английском языке, призванные Вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, творчество, любознательность, формировать способность и потребность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях, в разработке проектов, подготовке и проведении инсценировок Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в своем социуме на родном языке (в семье, на улице, в детском саду и т.д.), и соотносить с тем опытом, который они могут приобрести на занятиях по иностранному языку 7 Открывать ребенку доступ к культуре другого народа, знакомя его с особенностями повседневного быта их сверстников в стране изучаемого языка, детским фольклором, играми, традициями проведения праздников Реализовать принцип интегративности, позволяющий соединить в образовательном процессе виды деятельности, типичные для дошкольников, и информацию разных областей знаний. Сказки Сказкирассказ ыи Изготовление Стихи Песни Образовательная ситуация поделок, костюмов, масок, рисунков Инсценировки 8 1 7 2 ЯЗЫК КАК ЦЕЛОЕ 6 3 5 4 Игры Танцы Изготовление коллажей Разыгрывание диалогов 1 – понимание иностранного языка 2 – общение на иностранном языке 3 – подготовка к чтению и письму на иностранном языке 4 – словарный запас 5 – интуитивный грамматический строй иностранного языка 6 – звуковая система иностранного языка 7 – языковые и речевые игры 8 – драматизация На уровне результата образования: Познавательная деятельность Речевая деятельность - Формирование системных представлений об окружающем мире, о культурных особенностях и реалиях родной страны и стран изучаемого языка - Выделение сущностных характеристик групп, объектов, и установление связей и зависимостей - Формирование способов познания - Обучение детей самоорганизации здорового образа жизни и собственной трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада и семьи РАЗВИТИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЕ Познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения Способностей к изучению иностранного языка: речевого и фонематического слуха, дыхания, языковой догадки, имитации Коммуникативных иноязычных умений Видовых и родовых понятий, их дифференциация Основ коммуникативной компетенции Системы специальных трудовых умений Оценки трудового процесса Культуры труда Культуры речи и общения РЕЗУЛЬТАТ: Основы иноязычной коммуникативной компетенции Личностные качества: самостоятельность, коммуникативность, креативность Культура речи, общения, поведения. Интерес к английскому языку и культуре народа. Способность понимать английскую речь и потребность в общении. 8 Формы и методы реализации содержания образовательной программы Реализация содержания программы дополнительного образования осуществляется на занятиях. Выбор методов обусловлен необходимостью максимально разнообразить образовательный процесс, так как познание, игра и общение в дошкольном возрасте неразделимы. Поэтому возрастает роль увлекательности, разнообразных видов продуктивной деятельности, игровых, сказочных сюжетов, используются различные проблемные, игровые, проектные, коммуникативные методики, сочетание групповой и индивидуальной работы. Предусматривается широкое использование аудиои видеоматериалов. Наряду с проблемным, игровым, коммуникативным методами используется метод чувственно-образного усвоения содержания программы детьми, которое дает возможность ввести детей в образный мир английского языка (разыгрывание стихов, потешек, песенок, игр, постановка спектаклей) и организовать проживание ребенком содержания (о чем говорят или поют) через различные формы чувствительности: визуальные, тактильные, двигательные. В результате такого погружения дошкольники понимают, что английский язык – это особый мир, где есть другие сказочные персонажи, которые говорят на другом языке. Организация такого игрового языкового пространства создает условия, в которых оправдано новое обозначение предметов, знакомых по занятиям на русском языке. Проживая встречи с новыми героями, играя с ними в знакомые игры, выражая свое отношение словом, движением, рисунком и т.д., ребенок приобретает опыт и первое (чувственное) осознание того, что новыми для него словами обозначается другая действительность. Важная особенность данной методики - сюжетный способ организации деятельности. Дети постоянно вовлечены в игру, в сказку, в общение, им приходится решать интересные поведенческие, игровые, познавательные задачи, а средством их решения выступает английский язык по психологической схеме: СП - КЗ – РСМД – РП – КР (СП – ситуативная позиция, КЗ – коммуникативная задача, РС – речевые средства, предлагаемые с избытком, распределение ролей, РП – речевой продукт, КР – коммуникативный результат, проявляющийся в возможности продолжить сюжетно- игровую линию.) При знакомстве с культурой народов англоязычной страны применяется проектный метод: творческие проекты «Праздник тыквы» (в традициях празднования Halloween), День Благодарения, Рождественское чудо, День св. Валентина, Конвенция (смотр знаний, талантов и дарований), а также ежегодный спектакль «В мире сказок». 9 Учебно-тематический план Содержательные блоки Старшая группа Подготови-тельная группа 1.Образовательный блок Раздел 1.Физическое развитие Образовательная ситуация 1. «Растим детей крепкими, здоровыми» 4 4 4 4 4 4 4 4 Раздел 2. Развитие речи Образовательная ситуация 1. «Мы познаем мир» Образовательная ситуация 2. «Природный мир» Образовательная ситуация 3. «Мир природы и звуков» Раздел 3. Социальный мир Образовательная ситуация 1. 4 «Игра и общение» Образовательная ситуация 2. «Знакомство с Эйси и Кристи» Образовательная ситуация 3. 4 «Этикет и общение» Образовательная ситуация 4. 4 «Предметный мир» Раздел 4. Художественно-эстетическое развитие Проблемные ситуации в пейсах «Science», 2 «Soc.Studies» Проблемные ситуации в пейсах «Math» 2 Сюжетно-ролевые игры, игровые диалоги 4 4 2 4 4 2 2 4 Художественные проекты Итого 34 34 Количество занятий в год продолжительностью в старшей группе- 25 мин; подготовительной группе- 30 мин. в 2.Содержание образования 2.1. Предметное содержание устной речи Предметное содержание устной речи определено образовательными ситуациями в игровой, социально- бытовой, социо-культурной сферах общения. Содержание образовательных ситуаций представлено тематикой устного общения и основными средствами реализации: 10 языковые: лексические, фонетические и речевые образцы; (тематический план) речевые: истории и сказки о животных, представляющих буквы- звуки английского языка с комплексом слов, игр, песен данных животных; (программный мануал «Pre-school» для педагога; пейсы детей) речевые и языковые игры языковые средства выражения коммуникативно-речевых функций при общении на английском языке; социокультурное наполнение иноязычного общения. Направление: Физическое развитие детей Раздел 1. «Физическое развитие» Образовательная ситуация 1. «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» Тематика общения «Здравствуйте, это я»: Приветствие; Знакомство; Имя; Возраст; Какой я?; Части тела; Координация; Моя деятельность в детском саду и дома; Правила поведения в группе и на прогулке. Распорядок дня, домашние обязанности; Моя любимая еда; Моя одежда; Сезонная одежда; Мое здоровье. Личная гигиена. Раздел 2. «Развитие речи» Образовательная ситуация 1. « Мы познаем мир» Тематика общения: Цвет. Размер. Форма. Классификация. Группы продуктов. Числовой ряд. Время, части суток. Ориентировка в пространстве. Противоположности. Способы познания окружающего мира - 5 чувств: вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, определяю по запаху. Образовательная ситуация 2. «Природный мир» Тематика общения: Мы идем гулять. Времена года. Цвет времени года. Любимое время года. Погода. Погодные явления. Климат. Климат в разных странах. Природа. Мир животных. Любимое домашнее животное. Мир растений. Среда обитания животных и растений. Способы защиты животных и растений. Путешествия. Планеты. Образовательная ситуация 3. «Мир природы и звуков природы» Рассказы, звуки-буквы, слова, песни, игры ослик Милтон. Звук- буква M; солнечная рыбка Sunfish. Звук- буква S; антилопа. Звук- буква А; лиса Феликс. Звук- буква F; кролик Рикки. Звук- буква R; 11 слониха Элли. Звук- буква E; соловей Ники. Звук- буква N; бык Бафалло. Звук- буква B; золотая рыбка. Звук- буква G; тигр Тайни Тайга. Звук- буква T; павлин Пикок. Звук- буква P; гусеница. Звук- буква I; утка Дак. Звук- буква D; гиппопотам Хиппо. Звук- буква H; страус. Звук- буква O; ящерица. Звук- буква L; кенгуру Кики. Звук-буква К; птичка какату. Звук-буква С; ягуар. Звук- буква J; птица-зонт Анки. Звук-буква U; полевка Виктор. Звук-буква V; морж Уэнки. Звук-буква W; бычок Экседи. Звук-буква X; як Йелта. Звук-буква Y; зебра Зикки. Звук-буква Z; обезьяна Эйдисин. Звук-буква А эму Имэл. Звук-буква Е тушканчик Джордж. Звук-буква G; горный козел Айлекс. Звук-буква I; окапи Оби. Звук-буква О; единорог. Звук-буква U; бабочка. Звук-буква Y; сивит. Звук-буква С; броненосец. Звук-буква А Направление: Социально-коммуникативное развитие. Раздел 3. «Социальный мир». Образовательная ситуация 1. «Игра и общение» Тематика общения: Игры и игрушки; Мир моих увлечений; Любимые игрушки, стихи, песни; Я и мои друзья; Помощь другу; Совместные игры; Выходной день. Любимое занятие. Каникулы. Сюжетно – ролевые игры. Игровые диалоги. Образовательная ситуация 2. «Познакомься с Эйси и Кристи» Эйси и Кристи в школе и дома. Учебный центр. Школа. Школьные принадлежности. Правила поведения в школе. Музыкальная школа. Музыкальные инструменты. В какие игры играют дети дома и на улице в 12 Европе и в Америке? Страны и национальности. Моя страна. Страны изучаемого языка (общие сведения). Образовательная ситуация 3. «Этикет и ситуации общения» Тематика общения: Моя семья. Родственники. Семейные праздники. Прием и угощение гостей. Правила поведения за столом. Этикет. Вежливые слова. Одобрение. Просьба. Праздничная еда. Национальная еда. Любимый праздник- день рождения. Поздравления с праздниками. Подарки. Благодарность. Желания. Пожелания. Комплименты. Образовательная ситуация 4. «Предметный и рукотворный мир» Тематика общения: Мой детский сад, игровая комната, игровая площадка. Помощь взрослым в детском саду. Мой дом. Моя квартира, моя комната. Мебель. Трудовые процессы: строительство домов, как шьют одежду, как пекут хлеб. Мой город. Адрес. Транспорт. Профессии. Труд людей разных профессий. Больница. Аэропорт. Почта. Магазин. Направление: «Художественно- эстетическое развитие». Раздел 4. Мир искусства, художественная деятельность. Мир музыки. Образовательная ситуация 1. «В гостях у сказки» Тематика общения: Приходи сказка. Встречи с литературными персонажами популярных детских книг (общее представление), небольшие простые произведения детского англоязычного фольклора: стихи, песни, сказки. Драматизация, инсценирование, декламация. Рисунки, поделки, открытки, коллажи, книжки- малышки к праздникам. Образовательная ситуация 2. «Мир англоязычной культуры» Тематика общения: Праздники Великобритании. Традиции празднования: цвета праздника, персонажи, праздничная еда, игры 2.3. Содержание занятий 1 этап: средний дошкольный возраст (4-5 год жизни) Направление: Физическое развитие Раздел 1. Физическое развитие детей Образовательная ситуация 1. «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» Тематика: «Здравствуйте, это я» Части тела. Какой я? Овощи. Фрукты. Еда. Одежда, сезонная одежда. Направление: «Познавательно- речевое развитие». Раздел 2. «Развитие речи» 13 Образовательная ситуация 1. « Мы познаем мир» Тематика общения: Цвет. Классификация. Время, части суток. Ориентировка в пространстве. Противоположности. Образовательная ситуация 2. «Природный мир» Тематика общения: Времена года. Цвет времени года. Любимое время года. Погода. Образовательная ситуация 3. «Мир природы и звуков природы» Рассказы, звуки-буквы, слова, песни, игры ослик Милтон. Звук- буква M; солнечная рыбка Sunfish. Звук- буква S; антилопа. Звук- буква А; Направление: «Социально-коммуникативное развитие». Раздел 3. Социальный мир Образовательная ситуация 1. «Игра и общение» Игры и игрушки; Мир моих увлечений; Любимые игрушки, стихи, песни. *Выходной день в зоопарке. Образовательная ситуация 2. «Познакомься с Эйси и Кристи» Учебный центр: офис, принадлежности, пейс. Любимцы Эйси и Кристи. Образовательная ситуация 3. «Этикет и ситуации общения» Тематика общения: Моя семья. Обязанности мамы и папы. Праздничная еда. Любимый праздник- день рождения. Образовательная ситуация 4. «Предметный и рукотворный мир» Тематика общения: Мой детский сад, игровая комната, *игровая площадка. *Помощь взрослым в детском саду. Мой дом, моя квартира: детская комната, спальная комната, кухня и посуда, ванная комната и необходимые вещи. Мебель. *Город. Транспорт. Профессии. Больница. Аэропорт. Почта. Магазин. 14 2.5. Содержание занятий. Направление: Физическое развитие детей Раздел 1. Физическое развитие детей Образовательная ситуация 1. «Растим детей крепкими и здоровыми» Темы: Мой день. Режим дня. Части тела. Какой я? (черты характера: аккуратный, дружелюбный, опрятный, заботливый, внимательный). Продукты. Группы продуктов. Правила личной гигиены. Правила безопасности дома, на улице. Больница. У врача. Осенне-весенняя, летняя, зимняя одежда. Направление: «Познавательно-речевое развитие». Раздел 2. «Развитие речи» Образовательная ситуация 1. « Мы познаем мир» Тематика общения: Время, части суток. Дни недели. Ориентировка в пространстве. Противоположности. Способы познания окружающего мира -5 чувств: вижу, слышу, чувствую, пробую на вкус, определяю по запаху. Образовательная ситуация 2. «Природный мир» Тематика общения: Времена года. Месяцы. Любимое время года. Погода. Погодные явления. Климат. Климат в разных странах. Природа. Мир животных. Мир растений. Среда обитания животных и растений. Способы защиты животных и растений. Путешествия. *Планеты. Образовательная ситуация 3. «Мир природы и звуков природы» Рассказы, звуки-буквы, слова, песни, игры лиса Феликс. Звук- буква F; кролик Рикки. Звук- буква R; слониха Элли. Звук- буква E; соловей Ники. Звук- буква N; бык Бафалло. Звук- буква B; золотая рыбка. Звук- буква G; тигр Тайни Тайга. Звук- буква T; павлин Пикок. Звук- буква P; гусеница. Звук- буква I; утка Дак. Звук- буква D; гиппопотам Хиппо. Звук- буква H; страус. Звук- буква O; ящерица. Звук- буква L; 15 кенгуру Кики. Звук-буква К; птичка какату. Звук-буква С; ягуар. Звук- буква J; птица-зонт Анки. Звук-буква U; полевка Виктор. Звук-буква V; морж Уэнки. Звук-буква W; бычок Экседи. Звук-буква X; як Йелта. Звук-буква Y; зебра Зикки. Звук-буква Z; обезьяна Эйдисин. Звук-буква А эму Имэл. Звук-буква Е тушканчик Джордж. Звук-буква G; горный козел Айлекс. Звук-буква I; окапи Оби. Звук-буква О; единорог. Звук-буква U; бабочка. Звук-буква Y; сивит. Звук-буква С; броненосец. Звук-буква А Направление: «Социально-коммуникативное развитие». Раздел 3. Социальный мир Образовательная ситуация 1. «Игра и общение» Игры и игрушки девочек и мальчиков; зарубежных сверстников. Любимые игрушки, стихи, песни. Выходной день. Любимое занятие. *Каникулы. Образовательная ситуация 2. «Познакомься с Эйси и Кристи» Школа, школьные принадлежности. *Музыкальная школа, *музыкальные инструменты. Образовательная ситуация 3. «Этикет и ситуации общения» Тематика общения: Семья. Родственники. Обязанности по дому. Помощь взрослым. Национальная еда. Любимые праздники. Образовательная ситуация 4. «Предметный и рукотворный мир» Тематика общения: Мой дом – моя крепость; уборка квартиры. Мой город. Профессии. Обязанности людей разных профессий. 3. Планируемый результат программы дополнительного образования В результате организации образовательной деятельности на английской языке у дошкольников развивается способность понимания иноязычной речи, и способность общаться на иностранном языке. 16 Развитие языковой способности (освоение языка) у ребенка дошкольного возраста связано с бессознательным, ассоциативным восприятием языка, с развитием психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, а также специальных способностей: фонематического слуха, языковой догадки, различения и имитационных способностей. Развитие названных способностей приводит к формированию основ коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: дискурсивной (способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативной ситуации); речевой (умения аудировать, общаться на английском языке в повседневных ситуациях, развитие умений чтения и письма на английском языке (подготовка к чтению и письму); социокультурной (представления о национально-культурных особенностях стран изучаемого языка); социальной (потребность в общении). В процессе развития способности понимания иностранной речи можно выделить 2 этапа (условно). 1этап: Осознание на доступном детям уровне того, что существуют люди, говорящие на другом языке. Вместе с тем, важно осознание того, что хотя они говорят на другом языке, они тоже здороваются, когда встречаются, заботятся друг о друге, спрашивают, как дела...). 2 этап: Характеризуется формированием способности "видеть" ситуацию общения (это происходит и на родном языке), выделять действующих лиц и то, что они сказали, поняли они друг друга или нет, как реагировали их собеседники. Он требует специального проигрывания ситуаций на родном и на иностранном языках. На этом этапе формируется то, что обычно называется языковой догадкой, которая считается изначально существующей у детей. Одновременно закладываются основы способности различения, выделения отдельных фраз, затем слов, их адекватного употребления в ситуации общения и самостоятельного конструирования фраз. Процесс развития способности понимания иноязычной речи можно определить как: • осознание, что в речи собеседника есть что-то непонятное; • выявление, того, что именно непонятно; • умение находить способ, как разрешить то, что непонятно; • умение задавать вопрос собеседнику, о том, что непонятно; • умение показать собеседнику, что именно тебе непонятно в его высказывании (речи); • умение выявлять сходное в ситуациях общения; • умение слышать, что в сходных ситуациях употребляются сходные слова (речевые образцы); 17 • умение членить речевой образец, выделяя, в нем место, которое может быть заполнено разными словами (значениями); • умение разделять речь, содержание речи и ситуацию общения. В дошкольном возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не столько с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. Формирование основ речевой компетенции происходит в процессе развития продуктивных речевых умений монологической и диалогической речи и рецептивных умений аудирования. Умения диалогической речи: При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прослушанным, дошкольники овладевают умениями: вступать в речевое общение на английском языке; вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться; предлагать угощение, благодарить за угощение, вежливо отказываться от угощения; вести диалог-расспрос, задавая вопросы знакомства, о семье, о любимых играх, еде; участвовать в коллективном обсуждении вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, соглашаться, отказываться и выполнять просьбу; предлагать сделать чтолибо вместе, соглашаться и не соглашаться на предложение сверстника; просить о помощи и предлагать свою помощь. При овладении монологической речью дошкольники овладевают умениями: описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему; описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое любимой сказки, мультфильма: называть имя, возраст, место проживания, описывать внешность, характер, что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом свое отношение к предмету высказывания (нравится, не нравится); воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки. В процессе овладения речью на английском языке формируются: звуковая культура речи на английском языке: фонетические навыки произношения всех звуков изолированно и в потоке речи; 18 освоение и использование в речи активного словаря, определенного тематикой общения: лексические навыки употребления изучаемых слов в предложениях; грамматические навыки построения предложений в группе Indefinite в настоящем, прошедшем, будущем времени и в повелительном наклонении. речевые навыки общения: поддержать разговор, выразить согласие\несогласие, одобрение, пригласить, спросить, пользоваться речевым этикетом. В процессе овладения аудированием у дошкольников формируются навыки и развиваются умения: различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка; различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз; воспринимать и понимать речь педагога, взрослого и сверстников в процессе повседневного общения; понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимику) и языковую догадку основное содержание рассказов, сказок, стихов, песен соответствующих их возрасту и интересам; Предполагаемый результат реализации практического компонента: : старший дошкольник -6 лет ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ АНГЛИЙСКИХ ЗВУКОВ ПОХОЖИХ И КОТОРЫХ НЕТ В РУСКОМ ЯЗЫКЕ ИЗОЛИРОВАНО И В ПОТОКЕ РЕЧИ ПРАВИЛЬНОЕ ИНТОНАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПРОСЬБ, ПРИВЕТСТВИЙ И Т.Д. ВЛАДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО 180 леке. ед. (80 активно и 100 пассивно) ВЛАДЕНИЕ СТРУКТУРАМИ С ГЛАГОЛАМИ В PRESENT SIMPLE В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ФОРМАХ, СТРУКТУРАМИ С МОДАЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, АРТИКЛЯМИ, ПРЕДЛОГАМИ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ (существительное+ прилагательное, числительное или местоимение) , ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (до 100) ПОНИМАТЬ НА СЛУХ РЕЧЬ ПЕДАГОГА В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НА ЗАНЯТИЯХ, СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТИХИ И ПЕСНИ В ЗАПИСИ УМЕТЬ РАССКАЗЫВАТЬ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ, РАССПРАШИВАТЬ ДРУГ ДРУГА, СОСТАВЛЯТЬ КОРОТКИЕ ДИАЛОГИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОБЕСЕДНИКА ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ Предполагаемый результат реализации практического компонента: : старший дошкольник 7 лет 19 ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ВСЕХ АНГЛИЙСКИХ ЗВУКОВ ИЗОЛИРОВАНО И В ПОТОКЕ РЕЧИ, ВЛАДЕНИЕ РИТМОМ И ИНТОНАЦИЕЙ, ЗНАНИЕ БУКВ- ЗВУКОВ ПРАВИЛЬНОЕ ИНТОНАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ПРОСЬБ, ПРИВЕТСТВИЙ,Т.Д ВЛАДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО 180 леке. ед. (80 активно и 100 пассивно) ВЛАДЕНИЕ СТРУКТУРАМИ С ГЛАГОЛАМИ В PRESENT, FUTURE SIMPLE В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ, ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ФОРМАХ, СТРУКТУРАМИ С МОДАЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, АРТИКЛЯМИ, ПРЕДЛОГАМИ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ (существительное+ прилагательное,числительное или местоимение), ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ(до 100) . ПОНИМАТЬ НА СЛУХ РЕЧЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НА ЗАНЯТИЯХ, СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАССКАЗЫ, СТИХИ И ПЕСНИ В ЗАПИСИ. УМЕТЬ РАССКАЗЫВАТЬ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ, РАССПРАШИВАТЬ ДРУГ ДРУГА, СОСТАВЛЯТЬ КОРОТКИЕ ДИАЛОГИ В ЗНАКОМЫХ СИТУАЦИЯХ И В ОБЩЕНИИ С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ИСПОЛНЯТЬ НЕБОЛЬШИЕ РОЛИ В СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГРАХ. ИНТОНАЦИОННО ПРАВИЛЬНО ДЕКЛАМИРОВАТЬ СТИХИ В СРЕДНЕМ ТЕМПЕ, ПОНИМАТЬ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РОДНОЙ И ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ЦЕННОСТЬ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В СОБСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. В ходе продуктивной, познавательной, музыкально- художественной, игровой, и театрализованной деятельности на английском языке, кроме речевых умений и навыков, развиваются следующие способности и практические умения: музыкальный и фонематический слух, чувство ритма, мелодии, имитации; способность чувствовать эмоциональный рисунок мелодии, национальный характер песни, инсценировать песню, сопровождать пение танцем, жестами, движением; способность эмоционально и выразительно произносить роль, выразительность движений; способность дифференцировать звуки родного и английского языков; умения работать с красками, бумагой, пластилином; определять цвет, гамму, устанавливать пропорции; мелкая моторика кисти рук; образное мышление, фантазия, творческие способности; координационные способности. В процессе познавательной деятельности развиваются умения сравнивать, находить разное и общее, распределять по признакам, ориентироваться в пространстве, времени, на местности. 20 В контексте социокультурного развития дошкольников появляются представления о социальном мире; многообразии растительного и животного мира; представления о национально-культурных особенностях и реалиях родной страны и стран изучаемого языка. В процессе нравственного воспитания развиваются умения совместной деятельности: делиться, сочувствовать, уважать мнение другого, договариваться, доброжелательного отношения к другим. Воспитываются необходимые и желательные черты характера, определенные программой «Школа завтрашнего дня»: инициативный самостоятельный внимательный аккуратный ответственный пунктуальный общительный заботливый доброжелательный целеустремленный творческий Методика педагогической диагностики В процессе овладения программой «Preschool» методом педагогического наблюдения определяются достижения каждого ребенка. Основными достижениями (List of achievements) каждого ребенка являются выполнение каждым ребенком в своем собственном темпе всех заданий рабочих пейсов; (Progress Card; Congratulations); активное участие детей в повседневном общении на английском языке в течение дня. (The child of the day, week, month, year); выполнение правил поведения (система меритов-димеритов); личное участие ребенка в Конвенции: смотре знаний, умений и талантов. (Диплом участника); выполнение заданий тестов программы «Школа завтрашнего дня»: речевых заданий «Speaking English»; координационного теста; теста готовности к чтению на английском языке. Все достижения ребенка отражены в индивидуальном языковом 21 портфеле, так же как и его индивидуальные творческие работы. Уровень развития речевых умений и навыков представлен в характеристике, заполняемой педагогом в мае месяце каждого учебного года согласно следующим показателям: СТАРШАЯ ГРУППА (6-й год жизни) ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ • Овладел произношением звуков, которых нет в русском языке • Воспроизводит интонацию утвердительных предложений и общего вопроса • Правильно ставит ударение в словах активного словаря • Правильно имитирует звуки, отличающиеся от русских • Воспроизводит мелодику и ритм речи • Правильно произносит слова активного словаря • Правильно, четко, громко декламирует стихи в среднем темпе ОВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЕМ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ. • Понимает значение слов активного словаря • Произносит изучаемые слова без опоры на наглядность • Сознательно соединяет слова в словосочетания и предложения • Узнает пассивную лексику, соотносит слова и их значения • Объем активной лексики в процентном отношении ЗАПОМИНАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ) • Узнает в незнакомом тексте знакомые слова и выражение • Удерживает в памяти звуковые цепочки средней длины и короткие рассказы • Понимает с опорой на наглядность или жесты содержание рифмовых, стихов, песен, рассказываемых сказок • Понимает обращенную речь без опоры на наглядность ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ В условиях непосредственного общения может: • Поблагодарить • Поздравить с праздником • Выражать желание, намерения, нежелание • Отвечать на вопросы о себе, окружающих предметах, их количестве, качестве, цвете, месторасположении • Рассказывать о себе. Любимых игрушках, занятиях, блюдах и по другим изученным темам • Задавать общие и специальные вопросы • Беседовать о календаре, погоде, времени года, семье, деятельности в детском саду и другим изученным темам 22 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (7-й год жизни) ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ • Овладел произношением всех звуков английского языка • Воспроизводит интонацию утвердительных, вопросительных, восклицательных предложений • Правильно ставит ударение в словах активного словаря • Правильно артикулирует звуки в словах активного словаря • Воспроизводит мелодику и ритм речи • Произносит некоторые русские скороговорки с английским произношением • Правильно, четко, громко декламирует стихи в среднем темпе ОВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЕМ: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ • Понимает значение слов активного словаря • Произносит изучаемые слова без опоры на наглядность • Сознательно соединяет слова в предложения, группирует по грамматическим категориям • Соотносит слова пассивной лексики и их значения • Объем активной лексики в процентном отношении ЗАПОМИНАНИЕ (АУДИРОВАНИЕ) • Удерживает в памяти звуковые цепочки разной длины • Понимает установки в процессе игры, занятия, общения. • Понимает содержание рассказов, сказок, стихов, песен с опорой и без опоры на наглядность • Понимает обращенную речь без опоры на наглядность РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ В условиях непосредственного общения может: • Обратиться с вопросом, просьбой • Выразить сомнение, мнение, желание • Задавать общие и специальные вопросы • Отвечать на вопросы в рамках изученных тем • Рассказать о планах, любимых занятиях, (пище), своей семьи и других людях, городах, т.д. • Беседовать в рамках изученных тем • Воспроизводить небольшие рассказы и диалоги 23 Пример характеристики развития речевых умений и навыков ребенка _____________ _______ (2 этап: старшая, подготовительная группы) (фамилия) (имя) Отличает звучащую иностранную речь от родной, при этом различает звуки, звукосочетания, смыслоразличительные формы иностранного языка; повторяет и запоминает речевые цепочки разной протяжённости (слова, предложения, рифмовки, стихи); Различает интонационный и ритмический рисунок фразы, её эмоциональную окраску; узнает в новом контексте знакомые слова и выражения. Понимает с опорой на наглядность, жесты, мимику, эмоции, содержание небольших стихов, песен, рифмовок, сказок, рассказов. Понимает установки по организации игры, занятия, повседневной деятельности. Воспроизводит знакомые стихи, песни, рифмовки, считалки, инсценировки игр (перечисление). В основном соблюдает нормы произношения английского языка. В условиях непосредственного общения приветствует и отвечает на приветствия; прощается; представляется сам и представляет кого - либо; благодарит; выражает согласие / несогласие; приглашает кого - либо к действию; поздравляет кого - либо с праздником; выражает желание / нежелание / что - либо делать и запрашивает соответствующую информацию; Отвечает на вопросы, касающиеся какого - либо лица ( имя, возраст, что умеет / любит делать, что и как делает ); о себе; о названии, качестве, месте расположения предмета. Делает элементарное сообщение о себе, члене семьи, животном - имя, возраст, что делает (5-7 фраз). Называет буквы алфавита, знает алфавит; читает буквы, называет звуки, которые они передают; узнает и правильно озвучивает графический образ знакомого слова в изолированной позиции и соотносит его со значением. Прописывает буквы английского языка. 24 4. Информационно-методические условия Программы 2. «Иностранный язык для дошкольников». Московская программа обучения детей. Н.Д.Гальскова, др.1997 3. «Школа завтрашнего дня» программный мануал 5. «Поговорим по-английски с Эйси и Кристи» (мануал) 6. «Дошкольное образование с Эйси и Кристи» (мануал) 7. «Процедура обучения в школе завтрашнего дня» (мануал) 8. Программа развития речи детей дошкольного возраста О.С.Ушакова, 2002 Методические пособия 1.Английский в детском саду. И.В.Вронская 2001. 2.Английский для малышей под ред. Н.А.Бонк, 2004 3.Стихи и сказки на уроках английского. Л.М.Гудкова. 2005 4.Английский язык для дошкольников. Черепова Н.Ю. 2002 5.Игры на английском языке. М.Ф.Стронин 2000 6.Обучение английскому языку в средней и старш гр С.А. Липавская 1996 7.Английский для детей 6 лет И.Н.Верещагина, 2004 8.«Enjoy English», М.З. Биболетова, др. 2003 9 English для детей 6 л. Е.И. Негневицкая, 2000 10.Общение на английс ком языке для детей 6 л. Н.А.Тарасюк, 2000 11.В.И.Логинова, О.Н. Сомкова «Развиваем речь детей» 12.С.В.Лосева «Английский в рифмах» 13.Рабочие тетради: -60 Английский-12 шт Математика-12шт Наука-12шт Социальные науки-12шт Словообразование-12шт Speaking English-12шт 14.Мир раннего обучения Рассказы о Полди Изучаем цвет Изучаем размер Изучаем счет Изучаем форму Изучаем звуки Расположение Вкус и запах Что где находится? Материалы Противоположности Изучаем время 15.Слушаем с Полди 16.Поем с Полди 17.Игры с Полди 12 комп. 18.Игры и песни на англ. 19.«Happy English», Г.Н. Доля, 2000г. с кассетой 20.Праздники в США 21.Английские праздники 22.Театр на английском 25 23.Сказочный театр, Н.А.Фомина, др. 2003 24.В.А.Верхогляд. Английские стихи для детей 25.110 игр на английском,Стайнберг 2004 26.Graham Джазовые чанты для детей Наглядные пособия и материалы 1. Песни о животных (буквы- звуки) 2.Чердак сокровищ (видеокассеты) 3.Алфавит с животными «ABC»-электронная игра 4.Картинки в офисы (черты характера) 5. «Профессии» - электронная игра 6.Звуковой интерактивный плакат для изучения англ. языка. 7.Английский словарь в картинках 8. Большой словарь «Мир Диснея» (тематический) 9. Наборы плакатов: Части тела. 10.Фланелеграф: Цветные клоуны; Пиктограммы 11.А.А.Милн.Винни Пух и все, все, все.\В пересказе Б.Заходера 12. Уолт Дисней. Знаменитые сказки. 13Наборы плакатов: Алфавит 14. Наборы плакатов: Цвета 15. «English» викторина 16.Цифровой поезд 17. «Именины» -игра 18.Печати: «Алфавит» 19.Печати: «Фрукты» 20.Муляжи: Овощи 21.Муляжи: Фрукты Ягоды 22.Наборы картинок по темам 23. Домино: Игрушки. Формы 24. Домино: Животные 25.Домино: Фрукты- ягоды 26.Домино: Транспорт 27.Транспорт- игра 28.Времена года - игра 29.Модница- игра 30. Форма и цвет - игра 31.Подбери пару - игра 32.Twins - игра 33. Мамы и малыши - игра 34.Лото 35.Раздели на группы - игра 36.Веселый английский - игра 37. Мышки-кошки - игра 38. Посуда- игра 39. Укрась елочку - игра 40.Плакаты: Форма 41.Цветные кубики. Пирамидки 42. Игры - парочки 43. Тематические игры, стихи, песни 26 1.Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет.- М.: Педагогика, 1986. 2.Гальскова Н.Д., В.В.Пономарева В.В.Иностранный язык для дошкольников.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 3. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольников. М.: 1968. 4.Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком. ИЯШ №5, 1985. 5.Негневицкая Е.И., Шахнарович Е.Н. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. 6.Негневицкая Е.И.Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. ИЯШ №6 1987. 7.Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников. Уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта 2000. 8. «Язык как целое» гуманистическая философия обучения иностранному языку. ИЯШ № 1 2005. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 1. Координационный тест 2. Тест готовности к чтению на английском языке 3. Тесты рабочих пейсов «Поговорим по-английски» 4. Тесты определения уровня развития способностей иностранных языков 5. Программа конвенции (смотр знаний, умений, талантов) 6. Карточка достижений 7. Карточка прогресса 8. Система меритов-димеритов 27 к изучению