Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 547 ПРИНЯТО: Советом педагогов Протокол № 1 От «02» сентября 2021г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 547 Т.В. Иванова Приказ № 276/1 от «02»сентября 2021 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ФИТНЕС ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 лет СРОК РЕАЛЗАЦИИ – 1 год АВТОР СОСТАВИТЕЛЬ: Зайцева Ирина Владимировна, инструктор по физическому воспитанию Пояснительная записка Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность обучения в школе, последующее формирование личности. Задачами воспитания в детском саду являются сохранение и укрепление здоровья, эмоциональное благополучие ребенка, направленные на полноценное физическое развитие, поддержание жизнерадостного настроения. В настоящее время проблеме состояния здоровья детей продолжает уделяется серьезное внимание. Стратегические цели образования РФ в области охраны здоровья воспитанников обозначены в ряде концептуальных и программных документов: Гл.4.Формирование здорового образа жизни Гл.4 п.1 «Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья... путем создания у населения мотивации быть здоровым и обеспечения.... условий для ведения здорового образа жизни. Анализ современных исследований теории и практики дошкольного образования (В.К. Волкова, И.Л. Грошева, Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев, Е.А. Лисина, М.В. Меличева, Е.В. Пахомова, Е.А. Тютина и др.) свидетельствует о непрерывном интересе учёных к проблеме оздоровления детей. В основном эти исследования касаются вопросов здоровьесбережения детей. Проблеме сочетания оздоровления и физического развития ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения должно уделяться особое внимание. Назрела необходимость поиска организационно-содержательных условий и средств реализации такой программы дополнительного образования, которая была бы направлена не только физическое развитие ребенка, но и формировала у него устойчивую ориентацию на сохранение собственного здоровья и физической культуры. Реализация программы дополнительного образования основывается на деятельностном подходе на основе парадигмы здоровьеформирования, реализуется в требованиях к содержанию педагогической технологии, обеспечивая высокую мотивацию воспитанников, их интерес к собственному физическому развитию и укреплению здоровья. Актуальность программы дополнительного образования: Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, чем шире понимание 2 значимости выполнения тех или иных физических упражнений, движений, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется развитие ребенка. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорнодвигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Именно поэтому программой дополнительного образования предусмотрены занятия детским фитнесом. Детский фитнес – это спортивно-познавательные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики, стретчинга, фитбола и др. Как правило, для детей используется игровая форма обучения – это помогает ребятам полностью расслабиться и заниматься с удовольствием. Бесспорное достоинство детского фитнеса состоит в том, что детский фитнес не имеет четко определенной программы упражнений. Скорее, детский фитнес можно назвать сочетанием «блоков» из общеукрепляющих упражнений, которые включают в себя упражнения для осанки, упражнения со скакалкой, с мячами, с обручами и нестандартным оборудованием. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме. Заниматься детским фитнесом могут все здоровые дети, начиная с 3-х лет – и мальчики, и девочки. При организации занятий детским фитнесом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме, ведь дети должны заниматься с удовольствием! Интеллектуальные и физические нагрузки на таких занятиях строго дозированы и зависят от возраста ребенка. На занятиях дети учатся двигаться под музыку, играют в подвижные тематические игры. Цель программы дополнительного образования: формирование и развитие у ребенка позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья и развитие физической культуры. Направленность содержания и форм организации программы выстраивается таким образом, чтобы у ребенка проявлялись: - высокий уровень мотивации на укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного физического развития; - умения применять способы, методы и приемы укрепления и развития здоровья к особенностям своего организма; - культура здоровья, выраженная ответственным отношением, к своему здоровью и физическому развитию. Задачи программы дополнительного образования: организовать активную познавательную деятельность в сфере здоровьеформирования и физической культуры ребенка дошкольного возраста; оптимизировать рост и развивать опорно-двигательный аппарат (формировать правильную осанку, проводить профилактику плоскостопия); 3 предупреждать плоскостопие - укреплять мышцы стопы и голени; развивать и укреплять все мышечные группы; повышать функциональные возможности вегетативных органов, укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы, оптимизировать пищеварение и теплорегуляцию, улучшать обменные процессы; улучшать координацию движений, силу, скорость, выносливость; формировать двигательные умения и навыки; содействовать развитию у детей чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой; повышать интерес к занятиям физической культурой. Основные принципы формирования программы дополнительного образования: -Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития. Он заключается в непрерывности и планомерности использования средств интеллектуального и физического развития. -Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Принцип постепенного повышения требований важен для обеспечения адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке. - Принцип доступности реализуется через требование соответствия задач, средств и методов используемых на занятиях возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня физической подготовленности и интеллекта. - Принцип наглядности является одним из главных принципов при работе с детьми. Наглядность играет важную роль в обучении движениям, неотъемлемым условием совершенствования двигательной и познавательной деятельности. Методические приемы, используемые на занятиях фитнесом: Вводная беседа, объяснение, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Сроки реализации программы дополнительного образования Программа реализуется на протяжении 1 года с учетом возрастных категорий детей: 2-3 года; 4-5 лет; 6-7 лет. Реализация программы предполагает проведение занятий фитнесом – 1 раз в неделю, в соответствии с расписанием. Возрастные группы: 4 Занятия проводятся в соответствии с возрастными, физическими и психическими особенностями ребенка. 2 - 3 года – занятия проводятся по 10-15 минут, в игровой форме, дети выполняют физические упражнения, соответствующие их возрастным особенностям, учатся чувствовать мышцы и координировать движения, разучивают не сложные танцевальные движения. 4 - 5 лет – занятия проводятся по 20 минут, дети выполняют физические упражнения, соответствующие их возрасту, рассчитанные на растяжку мышц и на укрепление мышц рук, ног и брюшного пресса. Дети разучивают небольшие танцевальные комбинации. 6 - 7 лет – занятия проводятся по 30 минут, дети выполняют физические упражнения, соответствующие их возрасту, укрепляющие мышцы и развивающие выносливость. Дети разучивают танцевальные комбинации, различной сложности и темпа, но соответствующие возрасту. Планируемый результат реализации программы дополнительного образования При систематичности занятий, при правильной их организации у детей должны сформироваться следующие умения и навыки: выносливость; пластичность; эмоциональная раскрепощенность; умение чувствовать ритм и выполнять движения под музыку. Детский фитнес помогает детям расти здоровыми, красивыми и счастливыми. Формы подведения итогов дополнительного образования - спортивные праздники; - открытые занятия для родителей. 5 реализации программы 2. Учебно-тематическое планирование Учебно-тематический план для детей 2-х – 3-х лет № занятия 1. 2 - 4. 5. 6 - 8. 9. 10 - 12. 13. 14 - 17. 18. 19 - 22 23. 24 – 27. 28. 29. 30. 31 - 32. Итого: Тема занятия «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале» «Вот они: шея, плечи, руки » «Мы немножко потанцуем» «Наши ножки» «Прохождение полосы препятствий» «Быстрая разминка для ручек и ножек» «Мы немножко потанцуем» «Медленная разминка. Растяжка.» «Прохождение полосы препятствий» «Упражнения с предметом» «Мы немножко потанцуем» «Повторение быстрой медленной разминок» «Прохождение полосы препятствий» «Мы немножко потанцуем» «Открытый урок для родителей» «Упражнения с предметом» Количество часов 1 3 2 3 1 3 2 4 1 4 1 4 1 1 1 2 34 Учебно-тематический план для детей 4-х – 5-ти лет № занятия 1. 2 - 4. 5. 6 - 8. 9. 10 - 12. 13. 14 - 17. 18. 19 - 22 Тема занятия «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале» «Разминки для шейки, плечиков, рук. Растяжка» «Мы немножко потанцуем» «Быстро, быстро скачут ножки» «Прохождение полосы препятствий» «Быстрая разминка для ручек и ножек» «Мы немножко потанцуем» «Медленная разминка. Растяжка» «Прохождение полосы препятствий» «Упражнения с предметом» 6 Количество часов 1 3 1 3 1 3 2 4 1 4 23. 24 – 27. 28. 29. 30. 31 - 32. Итого: «Мы немножко потанцуем» «Повторение быстрой медленной разминок» «Прохождение полосы препятствий» «Мы немножко потанцуем» «Открытый урок для родителей» «Упражнения с предметом» 1 4 1 2 1 2 34 Учебно-тематический план для детей 6-ти – 7-ми лет № занятия 1. 2 - 4. 5. 6 - 8. 9. 10 - 12. 13. 14 - 17. 18. 19 - 22 23. 24 – 27. 28. 29. 30. 31 - 32. Итого: Тема занятия «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале» «Разминки для шейки, плечиков, рук. Растяжка» «Мы немножко потанцуем» «Быстро, быстро скачут ножки» «Прохождение полосы препятствий» «Быстрая разминка для ручек и ножек» «Мы немножко потанцуем» «Медленная разминка. Растяжка.» «Прохождение полосы препятствий» «Упражнения с предметом» «Мы немножко потанцуем» «Повторение быстрой медленной разминок» «Прохождение полосы препятствий» «Мы немножко потанцуем» «Открытый урок для родителей» «Упражнения с предметом» Количество часов 1 3 2 3 1 3 1 4 1 4 1 4 1 2 1 2 34 2. Содержание программы дополнительного образования 2.1 Содержание программы дополнительного образования для детей 2-х – 3-х лет. Занятие № 1. «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале». Цель: Познакомить детей с дисциплиной «Детский фитнес». 7 Задачи: - Познакомить детей с залом; -Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в зале; - Рассказать детям о том, чем они будут заниматься; - Сориентировать детей в зале (как передвигаться по залу). Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 2-4. «Вот они шея, плечи, руки» Цель: Познакомить детей с тренажом и его особенностям. Задачи: - Рассказать детям, для чего необходимо разогревать мышцы; - Научить, как правильно разогревать мышцы; - Выучить упражнения для шеи, плеч, рук. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 5. «Мы немножко потанцуем» Цель: Научить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Выучить танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: 8 Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 6-8. «Наши ножки» Цель: Разучивание упражнений для укрепления мышц ног. Задачи: - Выучить упражнения, развивающие силу ног; - Продолжать учить детей разогревать мышцы; - Выучить комплекс упражнений на полной стопе и на полу пальцах; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 9. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Обогатить занятие, погружая детей в интересное приключение. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 9 Занятия № 10-12. «Быстрая разминка для ручек и ножек» Цель: Продолжать разучивать упражнения для укрепления мышц ручек и ножек. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать координацию движения; - Усложнять ранее изученные упражнения. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №13. «Мы немножко потанцуем» Цель: Продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 14-17. «Медленная разминка. Растяжка» Цель: Научить детей выполнять разминку и растяжку мышц в медленном темпе. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать координацию движения; 10 - Научить детей выполнять разминку медленно, под спокойную музыку, но используя силу мышц. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 18. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Разнообразить занятия, добавить азарта и духа соперничества. Задачи: - Развивать дух соперничества; - Развивать ловкость и внимание; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 19-22. «Упражнения с предметом» Цель: Познакомить детей с мячиком и обручем. Задачи: - Учить детей обращаться с предметом. - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных 11 упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №23. «Мы немножко потанцуем» Цель: Введение танцевальных упражнений, основанных на ранее изученных. Задачи: - Развивать мышечную память; - Выучить танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 24-27. «Повторение быстрой и медленной разминок» Цель: Повторение и закрепление ранее изученного материала. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; - Учить выполнять упражнения в заданном темпе. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 28. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Развить в детях желание применять свои умения при прохождении полосы препятствий. Задачи: 12 - Продолжать развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №29. «Мы немножко потанцуем» Цель: Усложнить ранее изученные упражнения. Задачи: - Развивать мышечную память; - Усложнять танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Развивать внимание. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №30. «Открытое занятие для родителей» Цель: Выступление перед родителями. Задачи: - Показать родителям умения детей, полученные в процессе занятий Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных 13 упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 31-32. «Упражнения с предметом» Цель: Повторение и закрепление ранее изученных упражнений. Подведение итогов года. Задачи: - Развивать ловкость координацию движений; - Развивать внимание; - Развивать ориентацию в пространстве. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 2.2 Содержание программы дополнительного образования для детей – 4х – 5-ти лет. Занятие № 1. «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале». Цель: Познакомить детей с дисциплиной «Детский фитнес». Задачи: - Познакомить детей с залом; - Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в зале; - Рассказать детям о том, чем они будут заниматься; - Сориентировать детей в зале (как передвигаться по залу). Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 14 Занятия № 2-4. «Разминка для шейки, плечиков, рук. Растяжка» Цель: Познакомить детей с тренажом и его особенностям. Задачи: - Рассказать детям, для чего необходимо разогревать мышцы; - Научить, как правильно разогревать мышцы; - Выучить упражнения для шеи, плеч, рук; - Познакомить детей с правилами безопасного выполнения растяжки. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №5. «Мы немножко потанцуем» Цель: Научить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Выучить танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 6-8. «Быстро, быстро скачут ножки» Цель: Разучивание упражнений для укрепления мышц ног. Задачи: - Выучить упражнения, развивающие силу ног; 15 - Учить держать равновесие; - Выучить комплекс упражнений на полной стопе и на полу пальцах; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 9. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Обогатить занятие, погружая детей в интересное приключение. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; - Учить доводить начатое до конца; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 10-12. «Быстрая разминка для ручек и ножек» Цель: Продолжать разучивать упражнения для укрепления мышц ручек и ножек. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать координацию движения; - Добавлять больше упражнений на развитие равновесия; - Усложнять ранее изученные упражнения. Материалы для занятий: 16 Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №13. «Мы немножко потанцуем» Цель: Продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 14-17. «Медленная разминка. Растяжка» Цель: Научить детей выполнять разминку и растяжку мышц в медленном темпе. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать координацию движения; - Научить детей выполнять разминку медленно, под спокойную музыку, но используя силу мышц. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных 17 упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 18. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Разнообразить занятия, добавить азарта и духа соперничества. Задачи: - Развивать дух соперничества; - Развивать ловкость и внимание; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 19-22. «Упражнения с предметом» Цель: Познакомить детей с мячиком и обручем. Задачи: - Учить детей обращаться с предметом. - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; - Предложить детям самостоятельно придумать упражнения с предметами Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №23. «Мы немножко потанцуем» Цель: Введение танцевальных упражнений, основанных на ранее изученных. Задачи: 18 - Развивать мышечную память; - Развивать чувство ритма; - Развивать внимание и выносливость; - Дать детям возможность выступить друг перед другом. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 24-27. «Повторение быстрой и медленной разминок» Цель: Повторение и закрепление ранее изученного материала. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; - Учить выполнять упражнения в заданном темпе. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 28. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Развить в детях желание применять свои умения при прохождении полосы препятствий. Задачи: - Продолжать развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; Материалы для занятий: 19 Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №29. «Мы немножко потанцуем» Цель: Усложнить ранее изученные упражнения. Задачи: - Развивать мышечную память; - Усложнять танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Продолжать развивать внимание. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №30. «Открытое занятие для родителей» Цель: Выступление перед родителями. Задачи: - Показать родителям умения детей, полученные в процессе занятий Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 31-32. 20 «Упражнения с предметом» Цель: Повторение и закрепление ранее изученных упражнений. Подведение итогов года. Задачи: - Развивать ловкость координацию движений; - Развивать внимание; - Развивать ориентацию в пространстве. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 2.3 Содержание программы дополнительного образования для детей 6-ти – 7-ми лет. Занятие № 1. «Знакомство с детьми и правилами поведения в зале». Цель: Познакомить детей с дисциплиной «Детский фитнес». Задачи: - Познакомить детей с залом; - Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в зале; - Рассказать детям о том, чем они будут заниматься; - Сориентировать детей в зале (как передвигаться по залу). Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 2-4. «Разминка для шейки, плечиков, рук. Растяжка» Цель: 21 Познакомить детей с тренажом и его особенностям. Задачи: - Рассказать детям, для чего необходимо разогревать мышцы; - Научить, как правильно разогревать мышцы; - Выучить упражнения для шеи, плеч, рук; - Познакомить детей с правилами безопасного выполнения растяжки. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №5. «Мы немножко потанцуем» Цель: Научить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Выучить танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 6-8. «Быстро, быстро скачут ножки» Цель: Разучивание упражнений для укрепления мышц ног. Задачи: - Выучить упражнения, развивающие силу ног; - Учить держать равновесие; - Выучить комплекс упражнений на полной стопе и на полу пальцах; - Развивать выносливость. 22 Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 9. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Обогатить занятие, погружая детей в интересное приключение. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; - Учить доводить начатое до конца; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 10-12. «Быстрая разминка для ручек и ножек» Цель: Продолжать разучивать упражнения для укрепления мышц ручек и ножек. Задачи: - Развивать ловкость и внимание; - Развивать координацию движения; - Добавлять больше упражнений на развитие равновесия; - Усложнять ранее изученные упражнения. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных 23 упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №13. «Мы немножко потанцуем» Цель: Продолжать учить детей правильно и последовательно выполнять танцевальные упражнения. Задачи: - Развивать чувство ритма; - Развивать мышечную память; - Развивать внимание и выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 14-17. «Медленная разминка. Растяжка» Цель: Научить детей выполнять разминку и растяжку мышц в медленном темпе. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать координацию движения; - Научить детей выполнять разминку медленно, под спокойную музыку, но используя силу мышц. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 18. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Разнообразить занятия, добавить азарта и духа соперничества. 24 Задачи: - Развивать дух соперничества; - Развивать ловкость и внимание; - Развивать выносливость. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 19-22. «Упражнения с предметом» Цель: Познакомить детей с мячиком и обручем. Задачи: - Учить детей обращаться с предметом. - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; - Предложить детям самостоятельно придумать упражнения с предметами Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №23. «Мы немножко потанцуем» Цель: Введение танцевальных упражнений, основанных на ранее изученных. Задачи: - Развивать мышечную память; - Развивать чувство ритма; - Развивать внимание и выносливость; - Дать детям возможность выступить друг перед другом. Материалы для занятий: 25 Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 24-27. «Повторение быстрой и медленной разминок» Цель: Повторение и закрепление ранее изученного материала. Задачи: - Развивать внимание; - Развивать ловкость координацию движений; - Учить выполнять упражнения в заданном темпе. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие № 28. «Прохождение полосы препятствий» Цель: Развить в детях желание применять свои умения при прохождении полосы препятствий. Задачи: - Продолжать развивать ловкость и внимание; - Развивать дух соперничества; Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 26 Занятие №29. «Мы немножко потанцуем» Цель: Усложнить ранее изученные упражнения. Задачи: - Развивать мышечную память; - Усложнять танцевальные упражнения; - Развивать чувство ритма; - Продолжать развивать внимание. Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятие №30. «Открытое занятие для родителей» Цель: Выступление перед родителями. Задачи: - Показать родителям умения детей, полученные в процессе занятий Материалы для занятий: Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. Занятия № 31-32. «Упражнения с предметом» Цель: Повторение и закрепление ранее изученных упражнений. Подведение итогов года. Задачи: - Развивать ловкость координацию движений; - Развивать внимание; - Развивать ориентацию в пространстве. Материалы для занятий: 27 Резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей», мячи, гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. Методические приемы, используемые на занятиях: Вводная беседа, показ упражнений, выполнение упражнений детьми с помощью педагога, выполнение детьми знакомых и ранее изученных упражнений самостоятельно, подвижные тематические игры, сюрпризные моменты. 3. Мониторинг реализации программы дополнительного образования (на основе педагогической диагностики) За основу выявления уровня усвоения задач интеллектуальнопознавательного развития берутся объем, глубина, осознанность знаний об основных ценностях здоровья и физической культуры. Показатели: - знает о необходимости охраны своего здоровья; - самостоятельно стремится выполнять правила здорового образа жизни (режим дня, сон, прогулка, занятия физкультурой и спортом, закаливание); - знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека, необходимости охраны своего здоровья, физического развития; Методики проведения диагностики Для выявления развития познавательной сферы старших дошкольников задания: «Человек и его потребности» Цель: выяснить, какие потребности ребенок считает жизненно важными для человека, какие условия необходимы для их удовлетворения. Игра «Здоровье-болезнь» Детям предлагается описать части тела при здоровье и болезни после того, кто им бросил мяч. Части тела. Здоровье Болезнь. Волосы (блестящие, тусклые). Щеки (румяные, серые). Глаза (веселые, грустные). Рот (уголки вверх – улыбка, уголки вниз – уныние). Плечи (прямые, опущенные). Рисование «Портрет Здоровья и Болезни» Детям предлагается пофантазировать и нарисовать портреты «Здоровья» и «Болезни». В поведенческо-деятельностной сфере наблюдаются - нравственноволевые устремления в реализации своих поступков (твердость, самостоятельность, упорство, выдержка, принципиальность), поступки, умение оценить собственное и поведение сверстников с точки зрения здорового образа жизни (критичность, честность), самостоятельность в организации познавательно-игровой, двигательной деятельности, 28 относительно правил здоровьесбережения. и ценностей игры, общения и взаимного 4. Информационно-методические условия 1. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс». Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.-СПб.,2007. 2. Занятия по физической культуре в детском саду: «Игровой стретчинг» Сулим Е.В. – М. 2012. 3. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. Фомина А.И. –М. 1974. 4. Сто комплексов ОРУ для младших дошкольников. Железняк Н И., Желобкова Е.Ф.- М. 2010. 5. Сюжетно физкультурные занятия для детей средней группы ДОУ. Картушина М.Ю. –М. 2003 6. Формы оздоровления детей 4-7лет. – Волгоград.2008. 5. Материально-технические условия резиновые коврики (для выполнения упражнений на полу), СD и аудио записи музыкальной группы «Барбарики» и «Песен для детей» и др., мячи (фитбол-мячи), гимнастические обручи, скакалки, кегли, кубики. 5. Кадровые условия Воспитатель, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Инструктор по физической культуре, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорт. 29