Мониторинг результатов освоения воспитанниками ОП ДОО в подготовительной ко школе группе (6-7 лет)

Мониторинг результатов усвоения
воспитанниками ОП ДОО
в подготовительной к школе группе (с 6 до 7 лет)
дошкольной образовательной организации
на 201_/1_учебный год

Воспитатель: _______________________

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в
любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне
зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента
детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного
возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем
больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства
образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности
в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1
балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2
балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4
балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5
баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не
предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше
использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с
таблицами проста и включает
2
этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на
конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций
(в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета обще- групповых промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Эго
позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому
параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7
можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза,
а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние
значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка
возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному
параметру/ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят
рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере
поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного
процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет
своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной
организации.

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в
подготовительной к школе группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто
в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного
параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные
руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении
достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со
своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены Сокращены в
соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической
оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной
точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

наблюдение;

проблемная (диагностическая) ситуация;

беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная;

подгрупповая;

групповая.
Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных
образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением
развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными
направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно
оценивает результат.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Материал: развивающая игра «Сложи узор», схема выкладывания.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Выложи, пожалуйста, такого краба (показываем схему выкладывания). Как ты
думаешь, у тебя получился такой же краб? И по цвету, и по форме?»
Материал: одежда ребенка, шкафчик для одежды, схема складывания одежды в шкафчик (на
верхней полке, на нижней полке).
Форма проведения: групповая.
Задание: «Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, приедут Незнайка и
Дюймовочка. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на схеме».
2. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям, в том числе
изображенным.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: картина с изображением ссоры детей (картину приложить или указать источник и
точное название картины).
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Что изображено на картине? Что чувствует мальчик и девочка? Почему мальчик

рассердился? Почему девочка плачет?»
3. Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение,

проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Ребята, мы будем играть в «больницу». Кто хочет кем быть? Выбирайте необходимое
для себя. Кто что будет делать?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы
определения свойств незнакомых предметов.
Методы: наблюдение, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная
Материал: фонарик необычной формы с динамо машиной для подзарядки.
Задание: Положить в группе до прихода детей. Когда ребенок найдет и поинтересуется: «Что это
такое и как работает?», предложить самому подумать.
2. Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: условная мерка, весы, линейка, мерный стаканчик, большой и маленький мячи.
Форма проведения: индивидуальная, подгрулповая.
Задание: «Нужно сравнить два мяча. Чем отличаются эти мячи?»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы,
антонимы, сложные предложения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: машинка необычной конструкции / гараж трехуровневый или кукла с большой
головой в необычной одежде / дом для куклы
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: Положить на столе воспитателя. Когда ребенок/дети проявят интерес, спросить: «Что
это такое? Зачем нужно?», задавать уточняющие вопросы типа «На что похоже?», «Как можно еще
использовать?»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
1. Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами)
по рисунку и словесной инструкции.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: игрушка — инопланетянин, различные виды конструктора, разные материалы
(бумага, пробки, коробочки, шишки, пластилин, краски, кисточки, палочки).
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «К нам прилетел инопланетянин. Пока все рассматривал, заблудился и не может найти
свой инопланетный корабль. Давайте ему поможем».
2. Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии;
может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в образовательной деятельности Материал:
барабан, металлофон, дудка, ксилофон, маракас, бубен.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте сыграем песенку „Во поле березка...“ {любая другая, знакомая детям).
Выберите себе музыкальный инструмент».

Образовательная область «Физическое развитие»
1. Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое
питание, правильная осанка) и старается их соблюдать.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: игрушка Незнайка, мнемо-таблица или схемы-подсказки.
Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Помоги Незнайке научиться быть здоровым. Расскажи, как это — быть здоровым».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатель _____________________________________________________
№
п/п

Ф.И.О.
ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Группа ________________________________________

Внимательно
слушает взрослого,
может действовать
по
правилу
и
образцу, правильно
оценивает результат

Знает и соблюдает
правила поведения
в
общественных
местах, в т. ч. на
транспорте,
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками,
в
природе

Может
дать
нравственную
оценку своим и
чужим
поступкам
/
действиям, в том
числе
изображенным

Может
определить
базовые
эмоциональные
состояния партнеров по
общению в т. ч. на
иллюстрации.
Эмоционально откликается
га переживания близких
взрослых,
детей,
персонажей
сказок
и
историй, мультфильмов и
художественных фильмов,
кукольных спектаклей

Имеет предпочтение
в игре, выборе видов
труда и творчества,
может обосновать
свой выбор

Договаривается
и
принимает роль в
игре
со
сверстниками, соблюдает
ролевое поведение,
проявляет
инициативу в игре,
обогащает сюжет

Оценивает
свои
возм ожн ости,
соблюдает правила
и
преодолевает
трудности в играх с
правилами, может
объяснить
сверстникам правила

Следит
за
опрятностью своего
внешнего вида. Не
нуждается
в
помощи взрослого в
одевании/
раздевании, приеме
пищи, выполнении
гигиенических
процедур

Итоговый
показатель по
каждому ребенку
(среднее значение)

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

май

май

май

май

май

май

май

май

май

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Итоговый показатель по группе
(среднее значение)
май
сентя
брь
ма
й
сентя
брь

Знает и называет зверей, шин,
пресмыкающихся.
земноводных,
насекомых

май

Имеет представление о космосе,
планете Земля, умеет наблюдать за
Солнцем и Луной как небесными
объектами, знает о их значении в
жизнедеятельности всего живого на
планете (смена времен года, смена
дня и ночи)

некоторые
родного

Знает герб, флаг, гимн России,
столицу. Может назвать некоторые
государственные праздники и их
значение в жизни граждан России

сентябрь

Может
назвать
достопримечательности
города /поселения

Знает свои имя и фамилию, страну
и адрес проживания, имена и
фамилии родителей, их место
работы и род занятий, свое близкое
окружение

Ф.И.О.
ребенка
Проявляет познавательный интерес
в быту и н организованной
деятельности,
ищет
способы
определении свойств незнакомых
предметов

сентяб
рь
сентяб
рь

май

Знает
способы
измерения
величины:
массы.
длины,
Пользуется условной меркой

май

Составляет и решает задачи в одно
действие на «+», пользуется
цифрами
и
арифметическими
знаками

сентя
брь
сентя
брь
сентя
брь

май
май
сентяб
рь

май
май

каждому

сентябр
ь

Итоговый показатель по
ребенку (среднее значение)

Знает временные отношения: день
— неделя — месяц, минута — час
(но часам), последовательность
времен 1 ода и дней недели

май

Называет отрезок, угол, круг, овал,
многоугольник, шар. куб, проводит
их сравнение. Умеет делит ь
фигуры на несколько частей и
составлять целое

Воспитатель _____________________________________________________
Количественный и порядковый
счет в пределах 20, знает состав
числа до 10 из единиц и из двух
меньших (до 5)

Образовательная область «Познавательное развитие»
Группа _______________________________________

сентя
брь
май

Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатель _____________________________________________________

Группа ________________________________________

№
п/
п

Пересказывает и драматизирует
небольшие
литературные
произведения, составляет по плану
и образцу рассказы о предмете, по
сюжетной картине

Различает звук, слог, слово,
предложение, определяет их
последовательность

Итоговый показатель по
При необходимости
каждому ребенку
обосновать свой выбор
(среднее значение)
употребляет обобщающие
слова, синонимы, антонимы, сложные предложения

сентябрь

сентябрь

сентябрь

Ф.И.О.
ребенка

Называет
некоторые
жанры
«детской литературы» имеет
предпочтение
в
жанрах
воспринимаемых текстов, может
интонационно
выразительно
продекламировать
небольшой
текст
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Итоговый показатель по группе (среднее
значение)

май

май

май

май

сентябрь

май

Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитатель _____________________________________________________
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Знает о принципах
здорового
образа
жизни (двигательная
активность,
закаливание,
здоровое
питание, правильная
осанка) и старается
их соблюдать
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)

май

Называет атрибуты
некоторых
видов
спорта,
имеет
предпочтение
в
выборе подвижных
игр с правилами

сентябрь

май

Группа ________________________________________

Выполняет ОРУ по
собственной
инициативе,
согласует движения
рук и ног

сентябрь

май

Умеет прыгать в
длину с места, с
разбега, в высоту с
разбега,
через
скакалку

сентябрь

май

Умеет
перестраиваться
в
3—4 колонны, в 2—
3 круга на ходу, в 2
шеренги
после
пересчета,
соблюдаем
интервалы
в
передвижении
сентябрь

май

Умеет
метать Итоговый показатель по
предметы правой и каждому ребенку (среднее
значение)
левой
руками
в
вертикальную
и
горизонтальную
цель, в движущуюся
цель, отбивает и
ловит мяч
сентябрь

май

сентябрь

май

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Воспитатель _____________________________________________________
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Знает некоторые виды
искусства,
имеет
предпочтение
в
выборе вида искусства
для
восприятия,
эмоционально
реагирует в процессе
восприятия
сентябрь

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

май

Знает
направления
народного творчества,
может
использовать
их
элементы
в
театрализованной
деятельности

сентябрь

май

Создает модели одного и
того же предмета из
разных
видов
конструктора и бумаги
(оригами) п рисунку и
словесной инструкции

сентябрь

май

Группа ________________________________________
Создает
индивидуальные
и
коллективные рисунки и
декоративные
композиции, используя
разные материалы и
способы создания

сентябрь

май

Правильно пользуется
ножницами,
может
резать по извилистой
линии, по кругу, может
вырезать
цепочку
предметов из сложенной
бумаги

сентябрь

май

Умеет выразительно
и
ритмично
двигаться
в
соответствии
с
характером музыки,
испытывает
эмоциональное
удовольствие
сентябрь

май

Исполняет сольно и в Итоговый показатель
ансамбле на детских муз. по каждому ребенку
(среднее значение)
инструментах
несложные
песни
и
мелодии; может петь в
сопровождении
муз.
инструмента,
индивидуально
и
коллективно
сентябрь

май

сентябрь

май

Итоговый показатель по
группе (среднее значение)

Выводы на начало года:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы на конец года:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старший воспитатель:

____________/ ____________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».